Просмотров: 128

Структурная организация планировочных зон

В исключительных случаях, каким, например, является наша столица — город-гигант Москва, возникает еще одна ступень структурной организации — планировочная зона, состоящая из нескольких планировочных районов. По генеральному плану Москвы ее громадный массив делится на 8 планировочных зон с населением от 600 тыс. до 1 млн. чел. В каждой будут созданы крупный общественно-торговый центр, места приложения труда, развитая система культурно-бытового обслуживания и мест отдыха.

Зона состоит из 3—4 планировочных районов, имеющих население 250—400 тыс. чел., а эти районы в свою очередь складываются из жилых районов, рассчитанных на 30—70 тыс. жителей, производственной зоны, системы учреждений обслуживания, местного центра, садов и парков. Здесь ступенчатая система в соответствии с исключительной величиной города, население которого превышает 8 млн. чел., выступает в наиболее полном развитии. В отличие от развитой системы крупнейшего города малый город с населением в 40—50 и даже 70 тыс. чел. при компактной территории может формироваться как единый жилой район. Система обслуживания имеет в таком случае лишь две ступени.

Вообще ступенчатая система, как показывает практика, должна применяться с достаточной гибкостью; многообразие конкретных условий вызывает к жизни многообразие решений гораздо более обширное, чем может вместить ее логическая модель. Примером последовательного применения ступенчатой системы к построению структуры малого города может служить город-спутник Лондона Харлоу (архит. Ф. Гибберд), рассчитанный на 80 тыс. жителей. Он расчленен магистралями на четыре жилых района, в свою очередь состоящих из микрорайонов. Членение территории подчеркнуто использованием ландшафта — районы занимают вершины холмов, а по разделяющим их незастроенным тальвегам проложены магистрали, изолированные озеленением.

Нижнюю ступень системы обслуживания образуют общественные помещения и площадки для игр, включенные в жилые группы, следующую образуют школы и торговые центры микрорайонов; развитые общественно-торговые центры объединяют районы и, наконец, при въезде в город с транзитной автомагистрали и в соседстве с железнодорожной станцией создан общегородской центр, с которым совмещен центр прилегающего северо-западного района. Центры всех ступеней размещены здесь внутри обслуживаемых территорий.

Метки: ,